1. Верите ли вы в творческий потолок и что он по-вашему собой представляет, если да?
Я не верю в творческий потолок.
Если уж проводить архитектурную аналогию, я бы сказала, что творческий рост — это бесконечная лестница. И после каждого марша идёт лестничная площадка. То, что многие принимают за свой потолок — просто очередная площадка, на которой не грех и немного передохнуть. Или не немного. Или обосноваться на ней насовсем, потому что тут уже комфортно и виды с достигнутой высоты уже хорошие. Но всегда можно подниматься ещё выше. Другое дело, что это не всегда просто. Ноги болят, устал, дыхания не хватает, вспомнил, что что-то уронил несколько пролётов назад. Или просто надоело. Или ступеньки стали очень высокими, а сам марш — слишком отвесным. Есть куча причин, по которым идти вверх может быть тяжело. Но потолка нет и быть не может. Разве что воображаемый. Но это уже относится к тем ограничениям, которые каждый автор/артер/любой другой креативщик сам на себя налагает.
2. Насколько вы близки к своему потолку?
Так как я считаю, что потолка в творческом росте не существует, то однозначно ответить на этот вопрос не могу)
Но сейчас я определённо на несколько маршей выше, чем была ещё пару лет назад. В целом мне нравится. Я чётко понимаю, где мне необходимо подтягивать уровень и исправлять недочёты, где это не особо проблематично и может подождать, а где всё плюс-минус нормально работает и можно не трогать, но я хочу поменять обои/повесить новые занавески, просто потому что. Я очень критично отношусь к тому, что и как пишу. И, в целом, я спокойно воспринимаю критику и советы, но это не означает, что, услышав замечание, я сразу принимаю его как руководство к действию. Если мне нравится то, что и как я написала, чужое мнение не будет оказывать абсолютно никакого влияния. Если есть сомнения, а замечание попало в точку и прояснило, что именно меня смущало — отлично, спасибо за помощь, внимательный читатель.
3. Что делает вас хорошим райтером/артером? (опыт, количество прочитанного, учителя литературы, гены, врожденный талант, козерог в пятом доме)
Если предположить, что я всё же хороший райтер, то первые три пункта. Я очень много и чудовищно быстро читала — сейчас меньше, что меня огорчает. Причём читала критически, не только в формате «ой, какая интересная книжка», но и анализируя язык, стиль, многие «технические» составляющие написанного. Причём такой подход был как к мировой классике, так и к более лёгкой/популярной литературе, и к фан-творчеству. Всё прочитанное так или иначе откладывается, из него сознательно или нет, но вычленяешь то, что нравится, чему хочется подражать, и то, что гадко палочками взять. И справочная литература тоже, очень и очень много. Далеко не всё прочитанное я применяю на деле, но читать справочники по литературному мастерству всё равно стоит — даже если из тысячи изложенных там идей в итоге применишь только парочку, это проще, чем мучительно изобретать велосипед там, где в этом нет необходимости. А ещё удобно отсеивать то, что уже морально устарело или очевидно тебе не подходит.
Учителя. Моя учитель младших классов очень поддерживала творческие начинания, будь то проза или поэзия. В позднем подростковом возрасте у меня была просто нечеловечески прекрасная учитель английского, которая очень заразительно любит книги и творческий процесс в целом. И анализ-анализ-анализ. Меня приучали анализировать структурно. Я очень занудный человек, вы заметили? А затем, пять лет назад, меня натаскивала доктор филологии, и мне никогда в жизни не было так стыдно за свой перегруженный стиль. У меня и сейчас с этим есть сложности, но мои нынешние тексты и близко не такие нечитаемо-тяжеловесные, как раньше.
И опыт. В первую очередь — опыт. Я пишу, сколько себя помню. Вернее, с тех пор, как научилась писать. То есть, двадцать с небольшим лет я пишу каждый день. Хотя бы немножко. Хотя бы несколько строк, даже если нет времени, даже если адский неписец, даже если кажется, что нет идей. Но каждый день. Сперва всё было в стол — многие десятки исписанных моим чудовищным почерком тетрадей и блокнотов. Затем — в сеть. Хотя я и сейчас очень много чего пишу в стол, в основном ориджиналы. Но — каждый чёртов день. Хоть пару строк. Если не целую сцену — то кусочек диалога, описание места или внешности, очерки характеров. Что угодно. Что угодно лучше, чем ничего.
Ещё один из важных лично для меня компонентов — возможность обсудить с кем-нибудь идеи. Пофанонить. Поделиться, обменяться мнениями. Это необязательный пункт, без него можно обойтись, но с ним дело идёт куда бодрее.
Бонусный вопрос для пидоров
Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Смотря что под этим подразумевается. Я ведь уже говорила, что очень занудный человек, правда?